Минимизировать

 

Свадебные песни Пинежья

1. Уж ты, Анна, ты Аннушка (свадебная опевальная песня) 4.24

2. Огафьюшка-обманщица (свадебная опевальная песня с причетом невесты)

Уж ты кормилиця, да моя маменька (причитает Фёдорова А.А.) 2.32

3. На горы на высокой. Да раю-раю-раю (свадебная величальная песня) 3.52

4. Гай-гай-лелё. Да што из устья Берёза течё (свадебная величальная песня) 2.27

5. Э, я первой поклон да положу (свадебное групповое причитание) 5.07

6. Славен город (свадебная величальная песня) 4.37

7. На угрубе-то купавы. Диво-лелё, рано моё (свадебная величальная песня) 3.15

8. Конь бежит (свадебная величальная песня) 3.45

9. Нам сказали про Ивана-то – хитёр (свадебная величальная песня) 3.07

10. Уж ты, сват ле ты, сватьищё (свадебная корильная песня) 5.00

11. Кушкопальски-те улицы широки (свадебная корильная песня) 2.14

12. Ищё передь воротами Васильёвыма (свадебная величальная песня) 3.58

13. Дымно в поле, дымно (свадебная величальная песня) 3.44

14. О-реди-ди! Да середи двора (свадебная величальная песня) 3.27

15. Белокаменны палаты да гриновиты (свадебная величальная песня) 4.08

16. Золото с золотом свивалось (свадебная величальная песня) 1.09

17. Да ишче по мосту-мосточку. Ой, диво-лелё, рано моё

(свадебная величальная песня) 3.45

18. Ишче у броду-броду. Да о-реди-ди, рано (свадебная величальная песня) 4.57

19. Были гости (свадебная величальная песня) 1.51

 

Этнографические коллективы Пинежского района Архангельской области:

деревня Ваймуша: Немирова Александра Христофоровна, Житова Надежда

Дмитриевна, Вехорева Анна Павловна, Щепоткина Роза Степановна,

Никулина Таисья Алексеевна, Обросова Мария Николаевна, Валькова Екатерина

Гавриловна, Нифантьева Анна Осиповна (1, 7, 8, 10, 14, 16, 18, 19).

деревня Кеврола: Черемная Мария Петровна, Поликарпова Елизавета

Анистифоровна, Фефилова Наталья Григорьевна, Таборская Александра Ивановна,

Тюлева Агафья Калинична, Залывская Марфа Кирилловна (3, 4, 13, 17),

Смоленская Любовь Александровна, Черемная Нина Николаевна (3 13 17),

Фефилова Павла Степановна (4).

деревня Кушкопала: Стахеева Мария Тихоновна, Чемакина Мария Алексеевна,

Кокорина Домана Иосифовна, Кокорина Ирина Андреевна,

Чемакина Анна Семёновна, Заварзина Ольга Андреевна (11 15),

Григорьева Агафья Степановна, Кокорина Мария Сергеевна,

Мамонова Александра Тимофеевна (11).

деревня Шотова Гора: Вехорева Надежда Андреевна (5, 6, 12), Попова Мария Алексеевна (5), Кордумова Ирина Васильевна, Кордумова София Фёдоровна,

Вехорева Мария Прокопьевна, Вехорева ВалентинаДмитриевна,

Подшивалова Антонина Григорьевна, Кыркалова Ольга Николаевна,

Зубова Тамара Ильинична, Вехорева Александра Сергеевна,

Обросова Анна Константиновна, Вехорева Вера Васильевна (6, 12).

деревня Марьина Гора: Фёдорова Агафья Андреевна, Капшина Мария Васильевна,

Чуркина Екатерина Степановна, Чуркина Александра Николаевна,

Никулина Александра Михайловна, Бессонова Лидия Ильинична (2, 9).

 

Записи выполнены А.Ю.Кастровым, Г.В.Матвеевым, Н.И.Хомчук и В.П.Шиффом

в 1983 – 1986 гг.

Оцифровка и реставрация произведена В.П.Шиффом

Редактор А.Ю.Кастров

© 2008 Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук

 

Настоящее издание знакомит с образцами традиционных свадебных песен, в недавнем прошлом бытовавших на территории Центрального Пинежья. Местную песенную традицию, органично входящую в систему крестьянской музыкальной культуры Русского Севера, характеризуют фольклорно-этнографические коллективы деревень Ваймуша, Кушкопала, Кеврола, Марьина Гора, Шотова Гора, находящихся на обоих берегах реки Пинега.

 

Расположение музыкального материала на компакт-диске, согласовано с последовательностью основных моментов традиционного свадебного обряда. Песни опевально-причётного цикла (1, 2, 5) связаны с довенечными обрядами невесты: просватаньешитьё приданогопоси́дкидеви́шник. Опевальные песни, которыми в течение недели подружки «клевя́т» невесту (стараются разжалобить, вызвать слезы), как правило, сопровождаются причитаниями невесты (2). Причитания звучат также и на фоне величальных песен, которые девушки исполняют все время, пока «невеста невестит».

 

Центральным среди «прощальных» обрядов являются посидки. За день до девишника невеста, одетая в синий штофник с повязкой на голове, прощается со своей родней и подружками. Специально приглашенные старухи-подголосницы (голоси́льщицы) причитают от лица невесты (5). Сама же невеста плачет, повторяя вслед за ними слова причитаний. По окончании посидок невесте расплетают косу и ведут в баню (байну).

 

Величальные песни звучат в доме невесты на заруче́ньи (на белилах) вечером перед свадьбой. В свадебный день цикл величальных песен (6-9, 12-17) сопровождает церемонии отъезда жениха из дому, встречи свадебного поезда у невесты, смотренья (вывод невесты к столу), проводов свадебного поезда к венцу и встречи молодых. Первой за свадебным столом исполняется песня «Гордёна» (18), за которой следуют разнообразные величальные и корильные песни; некоторые из них исполнялись за столом в доме невесты (10, 11). Свадебники со стороны невесты покидают стол с песней «Были гости…» (19). Однако на этом торжества не заканчиваются, пиршество продолжается…

А.Ю.Кастров