Минимизировать

 

Русские песни Забайкалья.

1. Засох, повял в поле камыш… 3.52

Лирическая песня.

2. Горы-то мои За… ай, За[кубастыя…] 7.28

Лирическая песня…

3. Не туманы мои… 4.08

Лирическая песня.

4. Эх, да похожу-ко, млада, да я ли по го… эй, по го[ренке…] 5.02

Лирическая песня.

5. Эх, в камянной-то ле Москве… 5.44

Историческая песня…

6. Уж вы, кони мои, эй, да мои ко[нюшки]… 8.44

Лирическая песня.

7. Эх, да по проезжой-то бо… большой ву[лице…] 4.25

Лирическая песня.

8. Не рябина моя, ряби… эй, рябинушка… 4.18

Лирическая песня.

9. Ой, подруженька да ты моя, подруженька милая… 2.05

Похоронное причитание.

10. Ой, сыночек ты мой, сыночек Ванюшка… 4.12

Похоронное причитание.

11. Ой, заболит головушка…

Лирическая песня.

12. Ой, да нажила-то я себе дружка да ми[лого…]

Лирическая песня.

13. Выше ельничку…

Лирическая песня.

14. Ай, да ты ня вейсе, да ня вейся, мой чёрнай во[ран…]

Лирическая песня.

15. Кармалютка, парень славный…

Историческая песня…

 

Сведения об исполнителях.

Село Красный Чикой (Красночикойский р-н, Читинская обл.).

1. Арефьев Иван Варламович (1904 г. рожд.),

2. Арефьева Евгения Лиферовна (1909 г. рожд.).

3. Кривошеева Агриппина Александровна (1916 г. рожд.),

4. Филиппова Наталья Семёновна (1923 г. рожд.).

1 – 8 – исп. 1 – 2; № 9 – исп. 4; № 10 – исп. 3.

Город Улан-Удэ.

1. Антонова Галина Фатеевна (1922 г. рожд),

2. Дерюгина Раиса Садафеевна (1927 г. рожд.),

3. Ковалюк Зинаида Галактионовна (1923 г. рожд.),

4. Михалёва Татьяна Семёновна 1924 г. рожд.),

5. Рыжакова Галина Якимовна (1954 г. рожд.).

11, 12, 14 – исп. 1 – 4; № 13 – исп. 1, 3, 5; № 15 – исп. 1 – 5.

 

Записали Маркелов Г. В., Марченко Ю. И., Осипов А. В. в 1984 г.

 

Настоящее издание составлено из песен и причитаний, записанных у семейских Забайкалья. Дуэт супружеской четы Арефьевых, переселенцев из села Укыр бывшей Укыр-Шонуйской волости, можно считать чисто семейным ансамблем. Их репертуар резко отличается от репертуара местных жителей. Песни же (№ 1 – 8) по своим музыкальным характеристикам оказываются весьма разнообразными. Так, наряду с распевом в стиле сибирских старожилов (№ 5), в репертуаре Арефьевых присутствует песня, восходящая к южно-русской традиции (№ 6). Определенные напевы обнаруживают прочные связи с традицией казачьего пения (№ 1, 3, 8).

Местная культура плача представлена контрастными исполнениями похоронных причитаний (№ 9 – 10).

Участницы ансамбля из г. Улан-Удэ являются переселенками из села Большой Куналей (Тарбагатайский аймак Бурятской АССР). Будучи преемницами традиции от весьма знаменитого мужского квартета семейских Забайкалья, они демонстрируют совершенно иную манеру музыкального интонирования. Исполнительницы нового поколения, увы, не владеют вокальной полифонией, отличавшей пение мужского квартета. В результате их песни (№ 11 – 15) несколько утрачивают «семейское» своеобразие, взамен же обретают тесную связь с более нейтральным стилем, характеризующим вокальную культуру сибирских старожилов

 

Ю. И. Марченко.