Интернет-портал создан при финансовой поддержке Федерального Агентства по печати и массовым коммуникациям
  

Память и Похвала князю Владимиру

Память и Похвала князю Владимиру — похвальное слово князю Владимиру Святославичу (ум. 1015 г.). Оно дошло до нас в переделанном виде и сравнительно поздних списках. Старший список его находился в Мусин-Пушкинском сборнике 1414 г. (сгорел в 1812 г.), остальные тринадцать датируются концом XV—XVII вв. Полное заглавие памятника, одинаковое во всех списках: «Память и похвала князю русскому Володимиру, како крестися Володимир и дети своя крести и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимира. Списано Иаковом мнихом» (нач.: «Паул святыи апостол, церковный учитель и светило всего мира, посылая к Тимофею писание, глаголаше...»).

Текст П. состоит из трех частей: 1) Похвала Владимиру; 2) Похвальное слово Ольге, с собственным заглавием: «Похвала княгине Олги, како крестися и добре поживе по заповеди господни»; 3) Житие Владимира (нач.: «Блаженный же князь Володимир внук Олжин крестився сам...»). Известна редакция П., в которой отсутствует средняя часть. В некоторых случаях переписывалась одна 3-я часть. Оба эти вида восходят к полному тексту.

Хронология и взаимные отношения частей П. не выяснены окончательно. Первые исследователи памятника (митр. Макарий, И. И. Срезневский, Е. Е. Голубинский) относили его к XI в. и видели в нем древнейшее церковное сказание о Владимире. Затем были высказаны предположения о разновременности составных частей памятника. По гипотезе А. И. Соболевского, основой П. и наиболее ранней его частью является «древнее житие» (3-я часть), написанное в кон. XII — нач.XIII в. По гипотезе А. А. Шахматова, вначале существовал древний текст о князе Владимире, в котором слились два несохранившихся жития Владимира XI в.; этот текст был разорван вставкой Похвального слова Ольге. Последняя по времени точка зрения (С. А. Бугославского) сводится к тому, что все части П. имеют независимое происхождение и собраны вместе лишь в середине XIII в.

По наиболее вероятному предположению И. И. Серебрянского, первоначальную основу П. составляет историческое похвальное слово князю Владимиру, написанное во 2-й пол. XI в. неким монахом Иаковом. Это произведение по форме было сочетанием похвального слова и жития (ныне 1-я и 3-я части П.). Похвала Ольге вставлена позднее. Владимир в течение долгого времени не признавался святым: его официальной канонизации противилась греческая константинопольская патриархия. Однако почитание его существовало уже в XI в.

Труд Иакова представляет именно эту национальную тенденцию. Вслед за митрополитом Иларионом Иаков прославляет Владимира как крестителя Руси и «апостола в князех». Заслуги Владимира (крещение Руси и милостыня) искупают в его глазах злодеяния князя-язычника. Житие завершается перечнем походов и побед Владимира, умирающего в благочестии. 1-я часть П. составлена под влиянием «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона. В житийной части Иаков воспользовался летописным рассказом о Владимире (возможно, из древнейшего свода 1039 г.), дополнив его протокольными заметками из какого-то особого списка летописи (см. работы А. А. Шахматова, М. Н. Тихомирова, А. Н. Насонова).

Значительный интерес представляет отношение Иакова к Корсунской легенде. Версия о крещении Владимира в Корсуне была создана греческим клиром Десятинной церкви и официально принята в кон. XI — нач.XII в. Иаков не руководствуется этой легендой, однако знает ее и даже полемизирует с ней: по Иакову, Владимир берет Корсунь лишь на третий год по крещении. Тем самым время работы автора П. определяется приблизительно 3-й четвертью XI в. С этим согласно заявление самого Иакова: «Аз, худыи мних Иаков, слышав от многых о благовернем князи Володимери... и мало собрав от многая добродетели его написах...». Вопрос о личности автора П. спорен. Его отождествляли с упомянутым в Повести временных лет под 1074 г. Иаковом (см. Иаков (XI в.) монах Киева-Печерского монастыря).

Переделка текста Иакова была произведена, по-видимому, в XIV в. в Северной Руси. Редактор изменил заглавие, внес в текст разъяснения и заголовки и в том месте, где у Иакова читалась краткая заметка об Ольге, поместил Похвальное слово Ольге. Это Похвальное слово в свою очередь не является оригинальным произведением: в нем соединены панегирик проложного типа и легендарный рассказ о гробнице Ольги в Десятинной церкви. П. вскоре была вытеснена составленными в соответствии с Корсунской легендой житиями. Поэтому этот древнейший памятник русской агиографии сохранился лишь в нескольких списках.

 

Изд.: Макарий. 1) Три памятника русской духовной литературы XI в. — Христ. чт., 1849, ч. 2, с. 302—336, 367—369; 2) История Русской церкви. Изд. 2-е. СПб., 1868, т. 1, с. 255—263; Голубинский. История церкви, т. 1, 1-я пол., с. 208—214; Соболевский А. И. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру Святому. — ЧИОНЛ, 1888, кн. 2, отд. 2, с. 7—12, 17—30 (отд. оттиск: Сб. в память 900-летия крещения Руси. Киев, 1888); Срезневский В. И. 1) Мусин-Пушкинский сборник 1414 г. в копии начала XIV в. — Зап. имп. АН, 1893, т. 72, Приложение, № 5, с. 17—31; 2) Память и похвала князю Владимиру и его житие по списку 1494 г. — Зап. имп. АН, 1897, сер. 8, т. 1, № 6, с. 2—8; Серебрянский. Княжеские жития, с. 32—36, 43—51; Тексты, с. 12—13; Бугославский С. А. К литературной истории «Памяти и похвалы» князю Владимиру. — ИОРЯС, 1925, т. 29, с. 105—159; Зимин А. А. Память и похвала Иакова Мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку. — Кр. сообщ. Ин-та славяновед. АН СССР. 1963, № 37. Русско-польские революционные связи, с. 66—75.

Лит.: Срезневский И. И. Древние жизнеописания русских князей X—XI в. — Ист. чт. о яз. и словесн. в засед. II отд. им. Акад. наук. 1852 и 1853 гг. 1854, с. 80—84; Соболевский А. И. «Память и похвала» св. Владимиру и «Сказание» о св. Борисе и Глебе. — Христ. чт., 1890, ч. 1, с. 791—795; Никольский Н. К. 1) Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. — ПДПИ, СПб., 1902, № 147, с. 29—31; 2) Повременной список, с. 225—239; Шахматов А. А. 1) Корсунская легенда о крещении Владимира. — В кн.: Сб. ст. в честь В. И. Ламанского. СПб., 1906, с. 16—18; 2) Разыскания, с. 13—28; Приселков М. Д. 1) Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913, с. 228; 2) Борьба двух мировоззрений. — В кн.: Россия и Запад. Пг., 1923, № 1, с. 38—56; Федотов Г. П. Канонизация святого Владимира. — В кн.: Владимирский сборник. Белград, 1939, с. 188—196; Тихомиров М. Н. Начало русской историографии. — ВИ, 1960, № 5, с. 53—54; Насонов А. Н. История русского летописания XI — нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969, с. 27—31.

Е. А. Фет

Copyright 2006 by My Website