Вы находитесь на архивной версии сайта Пушкинского Дома
Перейти на новую версию сайта -- http://pushkinskijdom.ru/
  

Токарев Дмитрий Викторович

 (06.11.1969, Ленинград); в ИРЛИ с  10.10.1996.
С 2008 г. ведущий научный сотрудник
 
Образование
1986-1991 – Филологический факультет, отделение русского как иностранного ЛГУ
1992-1993 – Французский университетский коллеж при СПбГУ, D.E.R. (diplôme d’études et de recherche) по французской литературе
1992-1993 – аспирант Словарного отдела Института лингвистических исследований РАН
1994-1996 – аспирант Отдела взаимосвязей русской и зарубежных литератур ИРЛИ РАН
1993-1994 – Провансальский университет (Франция), D.E.A. (diplôme d’études approfondies) по сравнительному литературоведению
1994-1998 – докторантура Провансальского университета (Франция), тема диссертации «Le phénomène de la littérature de l’absurde en France et en Russie au 20ème siècle: Samuel Beckett et Daniil Harms»
 
Научные степени
1998 – доктор филологии Провансальского университета (Франция)
2001 – кандидат филологических наук
2006 – доктор филологических наук, тема диссертации «Философско-эстетические основы поэтики Даниила Хармса»
 
Основные научные стипендии и гранты
1993-1994, 1996-1997 – стипендиат Французского правительства
2005, 2008 – гранты Maison des Sciences de l’Homme (Paris)
2008-2009 – грант Президента РФ для молодых докторов наук
2009 – грант American Council of Learned Societies
 
Основные публикации
Монографии
      Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 339 стр.
      «Между Индией и Гегелем»: Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. М.: Новое литературное обозрение, 2011. 347 стр.
 
 
Составление, редактирование, комментарии
      Составление, послесловие // Д. Хармс. О явлениях и существованиях. СПб.: Азбука-классика, 2000. С. 370-373.
      Составление, комментарии, статья «Воображение мертво воображайте: "Французская" проза Сэмюэля Беккета» // С. Беккет. Никчемные тексты («Литературные памятники»). СПб.: Наука, 2001. С. 257-338.
      Составление, статья «Авиация превращений: Поэзия Даниила Хармса» // Д. Хармс. Жизнь человека на ветру. СПб.: Азбука-классика, 2000. С. 5-22.
      Составление, комментарии, статья “Благая весть Поля Клоделя“ // П. Клодель. Благая весть Марии («Литературные памятники»). СПб.: Наука, 2006. С. 495-617.
      Текстологическая подготовка (С. 234-645), комментарии (С. 933-944) // Волошин М. Собр. соч. Т. 4. М.: Эллис Лак, 2006 («Поль де Сен-Виктор. Боги и люди», «Поль Клодель. Отдых Седьмого дня. Музы»).
      Текстологическая подготовка (С. 471-476, 480-481, 586-588, 596-599, 606-612, 615-631), комментарии (С. 816-818, 857, 859-863, 864-865) // Волошин М. Собр. соч. Т. 5. М.: Эллис Лак, 2007 («Р. де Гурмон. Литературные прогулки», «Ж. Пеладан. Последний урок Л. да Винчи», «К. Моклер. Импрессионизм», «На германской службе», «Дневник Людовика XVI», «Гильотина как филантропическое движение», «Революционный Париж», «Тайная доктрина средневекового искусства»).
      Составление, статья «Даниил Хармс и его поэтическое творчество» // Хармс Д. Я гений пламенных речей. СПб.: Азбука-классика, 2010. С. 5-22.
 
Статьи
  • Даниил Хармс: философия и творчество  // Русская литература. 1995. № 4. С. 68-93.
  • Апокалиптические мотивы в творчестве Даниила Хармса (в контексте русской и западноевропейской эсхатологии) // Россия, Запад, Восток: встречные течения. СПб.: Наука, 1996. С. 176-197.
  • Эволюция авангарда и эволюция идеологии : Э. Ионеско и А. Адамов // Вестник Филологического факультета Института иностранных языков. № 2-3. СПб., 1999. С. 94-100.
  • Существует ли литература абсурда? // Русская литература. 1999. № 4. С. 26-54.
  • Поэтика насилия: Даниил Хармс в мире женщин и детей // Russian studies: Ежеквартальник русской филологии и культуры. СПб., 2000. Т. 3. № 3. С. 35-91. С добавлениями в: Национальный Эрос и культура. М.: Ладомир, 2002. Т. 1. С. 345-403.
  • От "некоторого равновесия с небольшой погрешностью" к абсурдной логике бытия: Семиотический подход к рукописям Даниила Хармса // Языки рукописей. СПб.: Канун, 2000. С. 232-246.
  • Крушение одной империи: Россия в воспоминаниях послов держав Антанты // Дипломаты-писатели; писатели-дипломаты. СПб., 2001. С. 244-258.
  • Толстой и Достоевский в восприятии Натали Саррот // Толстой или Достоевский? Философско-эстетические искания в культурах Востока и Запада. СПб., 2003. С. 224-233.
  • “Скрещенье жестоких, разнузданных воль": Федор Сологуб между Мазохом и Садом //  Вожди умов и моды…Чужое имя как наследуемая модель жизни. СПб., 2003. С. 259-307.
  •  Россия и Петербург в жизни и творчестве Андре Сальмона // Образ Петербурга в мировой культуре. СПб., 2003. С. 145-159.
  •  Рисунок как слово в творчестве Даниила Хармса // Русская литература. 2003. № 3. С. 57-69. С изменениями в: Рисунки Хармса. СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2006. С. 212-236.
  •  Словарь как выражение алогичного восприятия мира // Превратности выбора. Антологии и словари в практике сюрреализма и авангарда. Сюрреализм и авангард в антологиях и словарях. М.: РИО МГК, 2004. С. 88-98.
  •  "Творимая легенда" Ф. Сологуба и "Будущая Ева" О. Вилье де Лиль-Адана // Материалы VII международной конференции “Россия и Франция. Культура в эпоху перемен“. СПб., 2004. С. 56-61.
  •  Король Георгий Сергеевич Триродов и его “насыщенное бурями“ королевство // Эротизм без берегов. М., 2004. С. 168-208.
  • Музыка в "Тошноте" Жана-Поля Сартра // Collegium. Журнал Смольного института свободных искусств и наук. 2004. № 1-2. С. 112-119.
  • Федор Сологуб и Огюст Вилье де Лиль-Адан // Русская литература. 2004. № 1. С. 217-225.
  •  Михаил Булгаков и Федор Сологуб // Русская литература. № 3. 2005. С. 38-72.
  •  Даниил Хармс и Густав Майринк // Русская литература. 2005. № 4. С. 35-53.
  • Россия в жизни и творчестве Гийома Аполлинера и Андре Сальмона // Вестник истории, литературы и искусства. М., 2006. Т. 2. С. 184-195.
  •  Как пройти сквозь стену (Гийом Аполлинер, Юрий Владимиров, Даниил Хармс, Марсель Эме) // Новое литературное обозрение. 2006. № 80. С. 145-169. В сокращенном виде в: Двадцатые годы. Из истории международных связей русской литературы. СПб., 2006. С. 244-272.
  • L’absurde et les stratégies narratives chez Samuel Beckett et Daniil Harms // Amsterdam International Electronic Journal for Cultural Narratology (AJCN). N 3, Autumn 2006 (http:// www.fgw.uva.nl/narratology )
  • «Пути достижения»: Д. Хармс и Г. Майринк // Хармс-авангард. Белград: Изд-во Белградского университета, 2006. С. 339-348.
  • Чинари // Энциклопедический словарь сюрреализма. М.: ИМЛИ, 2007. С. 520-524.
  • Сэмюэль Беккет и Жан-Поль Сартр // Ж.-П. Сартр в настоящем времени: Автобиографизм в философии, литературе, политике. СПб., 2006. С. 197-211.
  • Samuel Beckett et la Russie // Samuel Beckett today/aujourd’hui. Amsterdam, 2006. N 17. Р. 83-96.
  • «Демон возможности»: Борис Поплавский и Поль Валери // Русские писатели в Париже. Взгляд на французскую литературу, 1920-1940. М., 2007. С. 366-382.
  • Метафизика образа: Борис Поплавский и Джорджо Де Кирико // Sub specie tolerantiae. Сб. статей в память В. А. Туниманова. СПб., 2008. С. 494-503.
  • Ars poetica Бориса Поплавского (Поплавский и Малларме) // Литература русского зарубежья (1920-1940 гг.): взгляд из 20 века. СПб., 2008. С. 210-218.
  • Le rôle et les métamorphoses des quatre éléments dans «La Nausée» de Sartre et «La Fin» de Beckett // Samuel Beckett today/aujourd’hui. Amsterdam, 2008. N 20. P. 233-241.
  • Дискуссии о французской литературе на заседаниях Франко-русской студии в Париже // Лики времени. Сб. статей памяти Л. Андреева. Москва, 2009. С. 245-255.
  • “Около Истории”: Борис Поплавский в идеологическом и политическом контексте // Авангард и идеология: русские примеры. Белград, 2009. С. 208-221.
  • Нарративные приемы репрезентации визуального в романе Б. Поплавского “Аполлон Безобразов” (глава “Бал”) // Русская литература. 2009. № 4. С. 20-38.
  • Об одном способе репрезентации визуального у Бориса Поплавского (стихотворение “Рембрандт”) // На рубеже двух столетий. Сб. в честь 60-летия А. В Лаврова». М., 2009. С. 729-733.
  • Озарения Безобразова (Б. Поплавский и А. Рембо) // Русская литература. 2010. № 2. С. 15-31.
  • Птица-тройка и парижское такси: «гоголевский текст» в романе «Аполлон Безобразов» Б. Поплавского // Гоголь и XX век. Материалы межд. конф. Будапешт, 5-7 ноября 2009 г. / Отв. ред. Ж. Хетени. Будапешт: Dolce Filologia, 2010. С. 231-239.
         Борис Поплавский и «братья-сюрреалисты» // Судьбы литературы Серебряного века и русского зарубежья. СПб.: Петрополис, 2010. С. 364-376.
         «Стояла следующая картина»: проблемы репрезентации визуального объекта в стихотворной пьесе А. Введенского «Очевидец и крыса» // Метаморфозы русской литературы. Белград: Филолог. ф-т, 2010. С. 285-293.
          «Русская душа» и «esprit français»: обсуждение художественных и идеологических проблем на заседаниях Франко-русской студии в Париже (1929-1931) // К истории идей на Западе: «Русская идея». СПб.: Изд-во Пушкинского Дома; Петрополис, 2010. С. 457-478.
          Россия у Сэмюэля Беккета / Сэмюэль Беккет в России // Художественный перевод и сравнительное изучение культур (Памяти Ю. Д. Левина). СПб.: Наука, 2010. С. 511-518.
          «А ведь я обокрал Бульвера»: Ф. Сологуб и Э. Бульвер-Литтон // Ф. Сологуб: Биография, творчество, интерпретации. СПб.: Коста, 2010. С. 426-440.
        В поисках «центрального огня»: Борис Поплавский и Жерар де Нерваль // актуальные проблемы изучения и преподавания русской литературы: взгляд из России – взгляд из зарубежья. СПб.: Скрипториум, 2011. С. 454-470.