Вы находитесь на архивной версии сайта Пушкинского Дома
Перейти на новую версию сайта -- http://pushkinskijdom.ru/
Дмитрий Токарев (ИРЛИ РАН)

«Неведомый шедевр»: эйдетические визуальные образы и поэтика имплицитного у О. де Бальзака и Б. Поплавского

В романе Бориса Поплавского «Аполлон Безобразов» (1926-1932) есть несколько эпизодов, в которых рассказчик прибегает к оригинальному приему «минус-экфрасиса»: упоминается о некоей картине вполне реального или же, наоборот, анонимного автора, но никакого экфрасиса ее не дается, хотя читатель очевидным образом ждет этого описания, иначе зачем же вообще упоминать о картине.

Типологически схожая ситуация описывается в знаменитой новелле Бальзака «Неведомый шедевр», впервые напечатанной в 1831 года и затем, после существенной доработки, отнесенной к «Философским этюдам» и включенной в четырнадцатый том «Человеческой комедии» в 1845 году. Поплавский, судя по всему, хорошо знал творчество Бальзака в целом и данную новеллу в частности.

В докладе картины и формы их репрезентации в тексте анализируются в контексте предложенной немецким психологом Эрихом Рудольфом Йеншем (Jaensch, 1883-1940) концепции эйдетических образов. Согласно Йеншу, эйдетические образы занимают промежуточное положение между последовательными образами и образами представлений. Эйдетик способен сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после их исчезновения из поля зрения, как бы продолжая воспринимать предмет в его отсутствие, причем отсутствие предмета является необходимым условием такого рода восприятия. По своей наглядности и детальности этот образ ничем не уступает образу представлений. Объект может быть воспроизведен как непосредственно после его исчезновения из области зрительного восприятия, так и спустя несколько минут, дней и даже лет.