Каталог книг издательства

 

Геригк Х.-Ю. Литературное мастерство Достоевского в развитии. От «Записок из Мертвого дома» до «Братьев Карамазовых» / авториз. пер. с нем. и науч. ред. К. Ю. Лаппо-Данилевского. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома; Нестор-История. — 2016. — 320 с., ил. — (Современная русистика, т. 4).
ISBN 978-5-87781-042-6

Книга известного немецкого филолога, специалиста по творчеству Ф.М. Достоевского Ханса-Юргена Геригка «Литературное мастерство Достоевского в развитии. От “Записок из Мертвого дома” до “Братьев Карамазовых”» сводит, по словам самого автора, воедино «все, что он когда-либо думал о Достоевском». Цель этой книги — оказать поддержку естественному, не основанному на литературоведческих знаниях, пониманию читателя и облегчить ему подход к главным текстам Достоевского, а также прояснить актуальность Достоевского, который продолжает «задевать нас за живое».

 

Царскосельская антология / Сост. А. Ю. Арьева и Б. А. Чулкова; Вступит. статья, подгот. текста и примеч. А. Ю. Арьева — СПб.: Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2016. — 768 с. — (Новая Библиотека поэта).
ISBN 978-5-87781-063-1

«Царскосельская антология» — это собрание стихотворений, написанных о Царском Селе (город Пушкин) или с ним связанных. Она показывает классически ясную перспективу всего трехсотлетнего периода существования новой русской поэзии, начиная с Ломоносова, Державина, Пушкина и до поэтов наших дней. Это целостная панорама нашей лирики, преломленная в магическом кристалле овеянного гением и славой Пушкина места: «Отечество нам Царское Село». По охвату публикуемых стихотворных произведений и сопутствующих им комментариев аналогов этому изданию нет: в антологию включено более 500 стихотворений 174 поэтов. О каждом из авторов дана биографическая справка, каждое стихотворение снабжено библиографическим, а в случае необходимости — реальным комментарием. Изданию также предпослана освещающая проблему «царскосельского текста» вступительная статья, дается подробное описание упоминаемых в стихотворениях царскосельских достопримечательностей и мифологических имен.

 

Азадовский К. M. Серебряный век. Имена и события: Избранные работы. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома; Нестор-История. — 2015. — 512 с., ил. — (Современная русистика, т. 3)
ISBN 978-5-4469-0724-3

Книга представляет собой собрание статей и публикаций Константина Азадовского, петербургского историка литературы, критика и переводчика, и отражает его многолетние разыскания в области русской литературы Серебряного века. Свободное толкование этого термина, давно укоренившегося в отечественной и зарубежной русистике для обозначения культурного Ренессанса начала XX века, позволяет автору соединить на страницах книги далекие, казалось бы, «имена и события»: народнические искания русского символизма (Александр Добролюбов — Блок — Клюев), красочные эпизоды петербургской литературно-артистической жизни после 1905 года (вечера на «Башне» Вячеслава Иванова, маскарады в квартире Федора Сологуба), первые публичные выступления Есенина и зарождение «новокрестьянской» группы. Особое внимание уделено поэту Константину Бальмонту и художнице Маргарите Сабашниковой (первой жене Максимилиана Волошина). Книга завершается письмами писателя Бориса Лазаревского, посвященными А. П. Чехову, чье творчество вплотную соприкасается — и хронологически, и литературно — с эпохой русского модернизма.

 

ПУШКИНСКИЙ ДОМ: К 110-летию со дня основания. – Альбом подготовили: В. Е. Багно (вступительное слово), Г. В. Маркелов (предисловие, составление, дизайн), Ф. В. Панченко (куратор издания). СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2015. – 96 с., ил.
ISBN 978-5-87781-050-1

 

 

 

Динега Гиллеспи А. Марина Цветаева. По канату поэзии — СПб.: Издательство Пушкинского Дома; Нестор-История. — 2015 — 480 с., ил. — (Современная русистика, т. 2)
ISBN 978-5-87781-036-5
ISBN 978-5-4469-0369-6

Книга посвящена анализу доминирующей в поэзии М. Цветаевой теме: невозможность для женщины быть вписанной в традиционные мифы об обретении поэтического вдохновения. В книге выявляется комплекс устойчивых мифопоэтических метафор и лейтмотивов, воспроизводящихся и эволюционирующих на всем протяжении цветаевского творчества. Этот комплекс служит женщине-поэту альтернативным мифом о поэтическом генезисе. Центральным и объединяющим становится образ акробатки, рискованно балансирующей между земным существованием в теле и вечным пребыванием в чистом духе. Этот образ связывается с переосмысленным Цветаевой мифом о Психее и с мифологизированным образом безвыходного круга. Во всех вариантах цветаевского мифа роль «музы» играют поэты-мужчины, современники Цветаевой: Александр Блок, Борис Пастернак, Райнер Мария Рильке, Николай Гронский, Анатолий Штейгер. Мучительные взаимоотношения с ними становятся частью поэтической стратегии Цветаевой. Главная цель исследования — понять, как действуют механизмы поэтического сознания Цветаевой, в частности, как с помощью мифологических механизмов она пытается преодолеть исключение себя как женщины из фундаментальных оснований поэтической деятельности.

 

Вознесенский А. А. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Т. 1 / Вступ. статья, сост., подг. текста и примеч. Г. И. Трубникова — СПб.: Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. — 536 с. — (Новая Библиотека поэта).
ISBN 978-5-87781-034-1 (Т. 1)
ISBN 978-5-87781-038-9

Настоящее издание — первый шаг в освоении поэтического наследия одного из крупнейших русских поэтов XX века. Двухтомник содержит тексты Вознесенского, написанные до 1985 г. Эта граница обусловлена как ее очевидной исторической значимостью как водораздел двух эпох, так и тем, что примерно на это же время приходится начало нового этапа в поэтике Вознесенского. В первый том вошли стихотворения и поэмы из сборников «Мозаика», «Парабола» «40 лирических отступлений из поэмы “Треугольная груша”», «Антимиры», «Ахиллесово сердце», «Тень звука», «Взгляд», «Выпусти птицу!». В комментарии сделан акцент на выявление исторических обстоятельств написания стихотворения и разъяснение реалий 1950-х-1980-х гг., которые могут быть непонятны современному читателю. Активно используются комментирующие отрывки из прозы Вознесенского. Варианты, зафиксированные в различных сборниках, приводятся в примечаниях и в разделе «Другие редакции и варианты».

 

Вознесенский А. А. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Т. 2 / Вступ. статья, сост., подг. текста и примеч. Г. И. Трубникова — СПб.: Издательство Пушкинского Дома: Вита Нова, 2015. — 456 с. — (Новая Библиотека поэта).
ISBN 978-5-87781-032-7 (Т. 2)
ISBN 978-5-87781-038-9

Настоящее издание — первый шаг в освоении поэтического наследия одного из крупнейших русских поэтов XX века. Двухтомник содержит тексты Вознесенского, написанные до 1985 г. Эта граница обусловлена как ее очевидной исторической значимостью, как водораздел двух эпох, так и тем, что примерно на это же время приходится начало нового этапа в поэтике Вознесенского. Во второй том вошли стихотворения и поэмы из сборников «Дубовый лист виолончельный», «Витражных дел мастер», «Соблазн», «Безотчетное», «Прорабы духа». В разделе «Стихотворения, не включенные в сборники» печатаются стихи, написанные до 1985 г., но не вошедшие в сборники, составившие основной корпус настоящего издания. В комментарии сделан акцент на выявление исторических обстоятельств написания стихотворения и разъяснение реалий 1950-х — 1980-х гг., которые могут быть непонятны современному читателю. Активно используются комментирующие отрывки из прозы Вознесенского. Варианты, зафиксированные в различных сборниках, приводятся в примечаниях и в разделе «Другие редакции и варианты».

 

«Верили в Победу свято»: Материалы о Великой Отечественной войне в собраниях Пушкинского Дома. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2015. — 380 с., ил.
ISBN 978-5-87781-061-7
Содержание
 

В настоящем издании собраны уникальные литературно-художественные архивные материалы периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. из фондов Рукописного отдела и Литературного музея Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. В книге впервые публикуются страницы из неизданной ранней повести В. Астафьева, письма и произведения как популярных советских поэтов и писателей военной поры (О. Берггольц, Вс. Рождественского, Вс. Вишневского, В. Саянова, А. Платонова, М. Зощенко и др.), так и воспоминания и дневники менее известных авторов, участвовавших в войне, переживших Ленинградскую блокаду. Рукописи, содержащие сокровенные подлинные голоса, впервые подготовлены к научной публикации высококвалифицированными специалистами. Книга, посвященная 70-летию Победы над фашистскими оккупантами, раскрывает недоступные прежде ценнейшие материалы Пушкинского Дома. Издание предназначено для литературоведов, историков, студентов гуманитарных вузов, для всех, интересующихся историей России XX века.

 

Багно В. Е. Миф — образ — мотив (Русская литература в контексте мировой). — Санкт-Петербург: Издательство Пушкинского Дома, издательство «Вита Нова», 2014. — 480 с. + Вклейка 32 с.
ISBN 978-5-93898-484-4
 

В. Е. Багно — один из ведущих отечественных компаративистов, специализирующихся в области изучения русской литературы в контексте мировой, образа России, закономерностей межкультурных связей, истории и теории художественного перевода. Основу этой книги составили работы, написанные в разное время и подчиненные одной идее, некогда сформулированной Александром Веселовским: не работает ли каждая новая поэтическая эпоха над исстари завещанными образами, позволяя себе все новые комбинации старых и наполняя их новым пониманием жизни? Материалом для них послужила русская литература в ее многообразных отношениях с литературами других народов.

 

Образы Италии в России — Петербурге — Пушкинском Доме / Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014. — 280 с. — («Россия — Запад — Восток»: Литературные и культурные связи; вып. 2).
ISBN 978-5-87781-048-8

Принадлежащий П. П. Муратову многогранный и емкий термин «Образы Италии» был положен в основу названия конференции, проходившей в Пушкинском Доме в 2012 году. Коллективный труд, основанный на ее материалах, посвящен восприятию образов Рима и Италии в русской философской и народной мысли, искусстве и литературе начиная с XIII века; среди участников ученые из Италии, России, Литвы, Израиля, Франции, США. В сборнике воспроизведены картины и зарисовки художников и других русских путешественников; в России они публикуются впервые. Для филологов, искусствоведов и всех, интересующихся диалогом культур между Италией и Россией.

 

М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 4. Проза. Письма / Отв. ред. тома Н. Г. Охотин. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014 — 672 с.
ISBN 978-5-87781-057-0 (Т. 4)
ISBN 978-5-87781-049-5

Новое собрание сочинений М. Ю. Лермонтова, подготовленное к 200-летию со дня рождения поэта, включает в себя весь корпус его художественных произведений и писем. Тексты Лермонтова заново сверены с источниками и снабжены подробными комментариями. В четвертый том научного издания входят все прозаические произведения Лермонтова. В приложениях помещены планы ненаписанных произведений, прозаические переводы, автобиографические заметки, а также переписка поэта.

 

М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1. Стихотворения / Отв. ред. тома Н. Г. Охотин. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014 — 776 с.
ISBN 978-5-87781-051-8 (Т. 1)
ISBN 978-5-87781-049-5

Новое собрание сочинений М. Ю. Лермонтова, подготовленное к 200-летию со дня рождения поэта, включает в себя весь корпус его художественных произведений и писем. Тексты Лермонтова заново сверены с источниками и снабжены подробными комментариями. В первый том научного издания входят стихотворения, написанные в 1828-1841 гг. В приложениях помещены произведения, созданные Лермонтовым в соваторстве, а также те, авторство которых в точности не установлено.

 

Первая мировая война в устном и письменном творчестве русских крестьян / По материалам Пушкинского Дома. СПб., 2014 г. Издательство Пушкинского Дома. 584 c., илл.
ISBN 978-5-87781-059-4
Содержание

В настоящем издании собраны уникальные материалы, свидетельствующие о глубоком влиянии Первой мировой войны на крестьянское творчество. В сборнике представлены песни и частушки, бытовавшие в среде солдат русской армии и записанные в фольклорных экспедициях. Впервые издаются воспоминания и записки русских крестьян, участвовавших солдатами на фронтах 1914–1918 гг., публикуются подлинные солдатские и казачьи письма, написанные на передовых позициях, образцы солдатской «обережной» магии. Читатели впервые познакомятся со стихотворной книгой ранее неизвестного автора – ярославского крестьянина Григория Кругова, бывшего фронтового санитара. Публикуемые тексты хранятся в фондах Фонограммархива, Рукописного отдела и Древлехранилища Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Книга обильно иллюстрирована образцами печатной графики из фондов Литературного музея Института. Издание посвящено 100-летию со дня начала Первой мировой войны.

 

Сводный каталог лермонтовских материалов в собраниях ИРЛИ РАН / СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014. — 496 с, ил.
ISBN 978-5-87781-043-3

Содержание

Настоящее издание приурочено к 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и является полным научным описанием лермонтовских материалов, хранящихся в собраниях Рукописного отдела и Литературного музея ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН: автографов Лермонтова и документов о жизни и творчестве поэта, его живописных и графических произведений, портретов Лермонтова, его родных и лиц из ближайшего окружения, иллюстраций к произведениям поэта и др. Каталог включает свыше 2000 описаний и большое количество воспроизведений, многие из которых публикуются впервые. Издание снабжено именными указателями и аннотированным словарем художников.

 

М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 3. Драмы / Отв. ред. тома О. В. Миллер. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014. — 600 с.
ISBN 978-5-87781-055-6 (Т. 3)
ISBN 978-5-87781-049-5

 Новое собрание сочинений М. Ю. Лермонтова, подготовленное к 200-летию со дня рождения поэта, включает в себя весь корпус его художественных произведений и писем. Тексты Лермонтова заново сверены с источниками и снабжены подробными комментариями. В третий том научного издания входят драматические произведения, написанные в 1829-1836 гг. В приложении публикуются дополнительные редакции драмы «Маскарад».

 

М. Ю. Лермонтов. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Поэмы / Отв. ред. тома Ю. М Прозоров. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014. — 704 с.
ISBN 978-5-87781-053-2 (Т. 2)
ISBN 978-5-87781-049-5

Новое собрание сочинений М. Ю. Лермонтова, подготовленное к 200-летию со дня рождения поэта, включает в себя весь корпус его художественных произведений и писем. Тексты Лермонтова заново сверены с источниками и снабжены подробными комментариями. Во второй том научного издания входят поэмы, написанные в 1828-1840 гг. В приложениях публикуются ранние редакции «Демона» и так называемые «юнкерские поэмы».

 

Гроссман Дж. Д. Иван Коневской, «мудрое дитя» русского символизма / Отв. ред. серии М. Э. Маликова; под ред. А. Е. Барзаха; науч. ред. русского перевода А. В. Лавров – СПб.: Издательство Пушкинского Дома; Нестор-История. – 308 с. – (Современная русистика, т. 1). – ISBN 978-5-4469-0244-6

«Мудрое дитя» — так назвал своего друга, Ивана Коневского (настоящее имя — Иван Иванович Ореус; 1877-1901) Валерий Брюсов, много сделавший для сохранения и популяризации наследия рано погибшего поэта. Но вскоре Иван Коневской оказался практически забыт, несмотря на высокую оценку его рано обретшего зрелость творчества Блоком, Брюсовым, Мандельштамом. Только в самое последнее время интерес к его поэзии начал возрождаться. Книга Дж. Д. Гроссман — первое монографическое исследование жизни и творчества поэта, «с почти хрестоматийной ясностью предсказавшего дальнейшее развитие русского символизма». Поэзия Коневского — образец «поэзии мысли» — пронизана глубоко личными натурфилософскими, мистическими переживаниями. Настоящее исследование, подробно излагая биографию и творческий путь Коневского, стремится прежде всего проникнуть во внутреннюю жизнь поэта, показать драматические перипетии развития его мировидения. Коневской хотел найти способ проникнуть «непосредственным чутьем в таинственную суть явлений», чтобы стать частью бесконечного бытия мироздания. При этом он рассматривал поэзию как главный инструмент, позволяющий этого достичь. В своем анализе духовного пути Коневского, отражения его исканий в поэтических и прозаических текстах автор монографии привлекает многочисленные архивные источники.

Бунин И. Стихотворения. В 2 т. / Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. Т. М. Двинятиной — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, Вита Нова, 2014. — (Новая Библиотека поэта). — ISBN 978-5-87781-039-6 (Т.1), ISBN 978-5-87781-041-9 (Т.2), ISBN 9978-5-87781-040-2

Данное издание представляет собой наиболее полное собрание поэтического наследия И. А. Бунина (1870 1953). За его пределами остались только переводы (кроме тех, которые Бунин печатал в своих книгах наряду с оригинальными стихами), юношеские опыты и шуточные «домашние» стихи, главным образом, последних лет. Оно основано как на материалах российских архивов, так и на материалах Бунинской коллекции Русского архива в Лидсе (Великобритания), вводимых ныне в научный оборот. Это первое научное издание лирики первого русского лауреата Нобелевской премии по литературе. Издание сопровождается очерком биографии и поэтического творчества Бунина, а также полным текстологическим анализом его стихотворного наследия. В примечаниях указаны все значимые прижизненные публикации, приведены все пометы и правка из авторских экземпляров всех сборников и томов собраний сочинений (всего около сорока книг), уточнена датировка множества стихотворений, процитированы наиболее интересные отклики критиков, а в разделе «Другие редакции и варианты» собраны все разночтения, кроме вариативной пунктуации. Таким образом, издание предлагает сегодняшнему читателю увидеть поэзию Бунина глазами его просвещенного современника, который мог следить за поэтическим развитием Бунина, оценить его главные прижизненные издания и прочесть их в историко-литературной перспективе конца XIX – начала XX вв. Бунин остро переживал то, что современники чтили в нем прежде всего прозаика, и сам себя считал в первую очередь поэтом. Настоящее издание призвано устранить эту до сих пор сохранившуюся деформацию восприятия, расставить более точные акценты и заново открыть творчество одного из лучших лириков рубежа XIX – XX веков.

 

Цветаева М. Красная тетрадь. Факсимильное издание / Сост., подгот. текста, примеч. Е. И. Лубянниковой, А. И. Поповой; перевод А. И. Поповой. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2013. — ISBN 978-5-87781-026-6

«Красная тетрадь» — одна из рабочих тетрадей Марины Цветаевой, основные записи в которой сделаны в 1932–1933 гг. Тетрадь использовалась для работы над произведениями как на русском, так и на французском языке: «Эпос и лирика современной России», «Живое о живом», «Крысолов», французские «Письмо к Амазонке», предисловие к переводу поэмы «Мóлодец» и правка к поэме, французский перевод «Девяти писем с десятым, невернувшимся, и одиннадцатым, полученным, — и Послесловием» и «Посмертный приговор» — французский текст, на русском языке ранее не публиковавшийся. В тетради содержатся также наброски нескольких писем к разным адресатам и запись сна. Помимо факсимильного воспроизведения тетради впервые в полном объеме приводится расшифровка ее содержимого, все французские записи переведены на русский язык. Публикация тетради позволяет детально проследить за работой Цветаевой над текстами, в том числе на французском языке. Издание снабжено примечаниями с необходимыми сведениями о текстах, над которыми Цветаева работала в тетради, и реальным комментарием. В сопроводительных статьях излагается история тетради, обстоятельства жизни Цветаевой в этот период и анализируются особенности ее французской прозы.

 

Masterpieces of World Music in Recordings of the Late 19th and Early 20th Centuries: From the Collections of the Pushkinsky Dom in St. Petersburg / Idea by V. Bagno, preface and compiled by Yu. Marchenko, translated by G. Mikkelson — Saint‐Petersburg: Publishing House of the Pushkinsky Dom, 2013. — 20 p. — ISBN 978-5-87781-020-4.

Edition is issued with support of the Government of Saint‐Petersburg.

 

Russian National Character in Folk Prints of the 19th and Early 20th Centuries: From the Collectionsof the Pushkinsky Dom in St. Petersburg /Preface by V. Bagno, compiled by G. Markelov, translated by G. Mikkelson, A. Glebovskaja, E. Dunaevskaja — Saint‐Petersburg: Publishing House of the Pushkinsky Dom, 2013. — 156 p. — ISBN 978-5-87781-018-1

This album contains samples of folk prints and Russian woodcuts (lubkí) of the 19th and early 20th centuries that depict scenes and personages from Russian folklore: folk tales, songs, historical epics (bylíni), parables, etc., chosen from the collections of the Literature Museum and the folklore archives in the Manuscript Division of the Institute of Russian Literature. Edition is issued with support of the Government of Saint‐Petersburg.

 

Шедевры мировой музыки в записях конца XIX — начала ХХ веков: По материалам Пушкинского Дома в Санкт‐Петербурге / Сост., предисл. Ю. И. Марченко; реставрация аудиозаписей А. В. Осипов. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2013. — ISBN 978-5-87781-028-0.

В настоящее издание вошли 54 записи из коллекции Юлиуса Блока, записанные им в конце XIX — начале XX века на фонограф. В результате 20‐летней деятельности Блока оказались навечно запечатлены голоса выдающихся деятелей русской и мировой культуры: музыкантов, поэтов и писателей, государственных деятелей и народных исполнителей. Ныне записи хранятся в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Организация ЮНЕСКО признала этот фонд мировым культурным наследием. Наиболее интересные фонограммы коллекции отреставрированы и предлагаются в настоящем издании. Издание осуществлено при поддержке фонда «Русский мир».

 

Русский характер в народных картинках XIX — начала XX веков: Из коллекций Пушкинского Дома в Санкт‐Петербурге / Предисл. В. Е. Багно; сост. Г. В. Маркелов. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2013. — 164 с. — илл. — ISBN 978-5-87781-028-0.

В альбоме представлены народные картинки — «лубки», изданные в России в XIX – начале XX столетий на темы русского фольклора. Листы с изображениями сцен и персонажей из сказок, песен, былин, притч и т. п. подобраны из коллекций Литературного музея, фольклорного фонда Отдела рукописей и Древлехранилища Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук в Санкт‐Петербурге. Сюжеты картинок отражают в известной степени особенности русского национального характера. Издание осуществлено при поддержке фонда «Русский мир».

 

Дом Романовых в Пушкинском Доме: Материалы из собраний Пушкинского Дома / Сост. Г. В. Маркелов; подгот. материалов Л. Г. Агамалян, А. Е. Барзах, П. В. Бекедин, А. Б. Бильдюг, Е. Ю. Герасимова, А. В. Дубровский, Е. В. Кочнева, Т. И. Краснобородько, О. А. Кузнецова, В. С. Логинова, Г. В. Маркелов, Е. Н. Монахова, А. Ю. Соловьев, Л. К. Хитрово. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2013. — 176 с., ил. —  ISBN 978-5-87781-016-7
Содержание

В альбоме собраны материалы XVII-XX вв. из фондов Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук, связанные с представителями Династии Романовых.
Рукописный отдел и Древлехранилище предоставили подлинные рукописи русских императоров и великих князей, письма и документы, подписанные ими, а также литературные памятники и иные произведения, касающиеся российского царствующего Дома, включая автографы посланий российских литераторов, обращавшихся к императорам.
Литературный музей Пушкинского Дома представил подборку живописных, акварельных и графических портретов членов семьи Романовых, батальные гравюры, изображения коронационных церемоний, народные картинки и редчайшие фотоснимки. Альбом раскрывает в неожиданном аспекте богатство фондов Пушкинского Дома, основанного в 1905 году при участии членов императорской фамилии. 

 

Слепакова Н. М. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, сост., примеч. Л. В. Мочалова. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, Гуманитарная Академия, 2012 — 384 с. — (Новая Библиотека поэта. Малая серия) - ISBN 978-5-87781-027-3

Сборник «Полоса отчуждения», воспроизводимый в настоящем издании, — итог творческого пути Нонны Слепаковой (1936–1998). Книга составлена поэтом незадолго до смерти. Продуманная композиция превращает ее в целостное произведение — свидетельство об эпохе, о поколении, о возможности претворения истории — и частной, и общей — в поэтическое слово. Поэтический мир Нонны Слепаковой — это, по характеристике исследователей, мир «последнего летописца Петроградской стороны», «последнего питерского поэта», говорящего «о современности на ее языке». 

 

Юрков И. В. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. С. Е. Хрыкина. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, Гуманитарная Академия, 2012. — 256 с. — (Новая Библиотека поэта. Малая серия) — ISBN 978-5-87781-029-7

Поэзия Игоря Юркова (1902–1929) — уникальное явление в истории русской литературы. Малоизвестный при жизни вне круга литературной молодежи Киева, он был полностью забыт, и лишь в начале этого века его стихи вновь пришли к читателю. Оказалась «пропущена» важная, своеобразная и продуктивная страница русской поэзии, настоятельно требующая своего осмысления, «вписывания» в многоцветную палитру русской литературы 1920-х гг. По мнению исследователей, Юрков в ряде своих текстов представляет линию, которую (условно) можно было бы назвать «русским сюрреализмом»; определенные параллели можно провести между его поэтикой и поэтикой К. Вагинова и Б. Поплавского.
Наследие Юркова, чудом (хотя далеко и не полностью) сохранившееся в перипетиях XX века, обширно — это около восьмисот текстов. Далеко не все из них опубликованы, а имеющиеся публикации грешат неточностями. В настоящее издание включен полностью единственный прижизненный сборник поэта (при этом устранены редакторские искажения), а также более ста стихотворений и поэм, отражающих многообразие его поэтического мира. Подавляющее большинство текстов печатается по рукописям. 

 

Пушкин А.С. Лирические циклы / Вступ. статья, сост., комментарий С.А. Фомичева. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, Вита Нова, 2012. — 224; с. — (Новая Библиотека поэта. Малая серия) – ISBN 978-5-87781-031-0

В книге представлена и подробно проанализирована та сторона поэтического наследия Пушкина, которая до сих пор не привлекала к себе адекватного внимания. Составитель и автор комментирующих статей, известный пушкинист, С. А. Фомичев убедительно показывает, что особое место в творчестве Пушкина занимало новаторское для начала XIX века жанровое образование, лирический цикл — группа стихотворений, композиционно и семантически объединенных в некую целостность, воплощающую единый концептуальный взгляд на мир и превращающуюся таким образом в своеобразную разновидность большой поэтической жанровой формы. В допушкинское и в пушкинское время существовала традиция объединения стихотворных текстов по жанровому или тематическому признаку. Пушкин, предвосхищая тенденции, в полную силу проявившиеся только в конце XIX — начале XX веков, прокладывает путь к созданию нового жанра, где внутренняя конструкция, смысловые и образные лейтмотивы, со- и противопоставления становятся важнее еще сохраняющих свою силу формальных оснований объединения различных текстов. В книгу включены как циклы, печатавшиеся в таком качестве при жизни Пушкина или вскоре после его смерти («Подражания Корану», «Песни западных славян», «Песни о Стеньке Разине»), так и те, недвусмысленные планы организации которых содержатся в пушкинских черновиках, но в виде единых произведений напечатаны не были («Элегии», «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)», «Каменноостровский цикл»). В комментирующих статьях подробно рассмотрена творческая история всех циклов, сделана попытка выявить присущие им композиционные закономерности. 

 

«Отчизну обняла кровавая забота…» Рукописное наследие Отечественной войны 1812 года в собраниях Пушкинского Дома / Сост. Г.В. Маркелов; подгот. материалов П.В. Бекедин, А.Б. Бильдюг, А.Г. Бобров, Е.Ю. Герасимова, А.А. Горелов, А.В. Дубровский, Я.В. Зверева, Т.И. Краснобородько, Г.В. Маркелов, Ф.В. Панченко, М.В. Родюкова, Т.С. Царькова; коммент. и указ. А.Е. Барзах. — СПб., 2012. – 448 с., илл. - ISBN 978-5-87781-014-3
Cодержание

В настоящем издании собраны литературные сочинения и документальные тексты, представляющие собой своего рода срез общественного сознания России накануне и во время Отечественной войны 1812 г. Это авторские рукописи стихотворных и прозаических произведений, списки торжественных од и простонародных куплетов, рескрипты императора и подлинные рапорты генералов с полей сражений, частные письма и официальная переписка, старообрядческие сочинения о Наполеоне-антихристе и церковные проповеди, исторические народные песни. Под одним переплетом «право голоса» получает не только элита российского общества (император, генералитет, дворянство, церковные иерархи и пр.), но и «молчаливое большинство», чьи представления отразились в народных сказаниях, солдатских песнях, лубочных листах и др. Рядом с общепризнанными шедеврами русской поэзии, связанными с войной 1812 г. (Крылов, Жуковский, Батюшков, Пушкин, Лермонтов и др.), публикуются впервые произведения малоизвестных авторов и анонимные сочинения. Раскрывая свои фонды, Пушкинский Дом демонстрирует весь спектр культурных средств, форм и жанров литературного и художественного осмысления и отражения происходивших событий, сыгравших ключевую роль не только в политической, но и в духовной истории русского народа, русского государства. В альбоме использованы только подлинные материалы из фондов Рукописного отдела, Литературного музея, Древлехранилища и Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинского Дома) Российской академии наук.
 

К истории идей на Западе: «Русская идея». Сборник статей / Под ред. В.Е. Багно и М.Э. Маликовой. – Издательство Пушкинского Дома, Издательский дом «Петрополис». – СПб., 2010. – 648 с. – ISBN 978-5-87781-008-2, ISBN 978-5-9676-0304-4 

Традиционно «русская идея» исследуется в религиозно-философской парадигме, как синоним «русской души» и «русского пути», в рамках исключительно русской культуры. Задача сборника — представить «русскую идею» как продукт не только русской, но и европейской культуры, как важнейший механизм не только русской самоидентификации, не только западного осознания России, но и самопознания Запада. Статьи и публикации, составляющие настоящую книгу, описывают историю «русской идеи» в ее разнообразных западных изводах с XVIII до XX вв. — в Германии, Франции, Америке, Польше, Швейцарии, Испании, а также в русской эмиграции в Европе. Коллективное исследование позволяет выявить ряд доминантных мотивов западной «русской идеи» — «закат Европы» и Россия как «духовная родина»; русский роман как «русская идея» и проч. «Русская идея» предстает порождением культурного диалога между Россией и западным миром.

  

Бродский И. А. Стихотворения и поэмы: В 2 т. / Вступ. статья, сост., подг. текста, примеч. Л. В. Лосева. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, Вита Нова, 2012. — (Новая Библиотека поэта). Издание второе, исправленное. — ISBN978-5-87781-025-9 (Т.1),  ISBN 978-5-87781-024-2 (Т.2), ISBN 978-5-87781-045-7

 


 

 

 

Русский батальный лубок XIX-XX вв. из собрания Пушкинского Дома / Сост. Я. В. Зверева, Г. В. Маркелов. – СПб., 2010.– 40 л., илл. - – ISBN 978-5-87781-023-5

В настоящем издании представлено 39 гравированных народных картинок – лубков, посвященных разным военным событиям отечественной истории. Лубочные картинки – это наша военная история, увиденная глазами простого народа. Листы выпускались в Москве на протяжении XIX-XX вв. и в большинстве своем являлись непосредственными откликами на военные действия российских армии и флота. Лубочные баталии всегда, даже вопреки очевидным фактам, доказывали преимущество отечественных полководцев, непобедимость русских воинов, ничтожество и глупость противника. Батальная картинка, издавна украшавшая дома простых горожан и крестьян, стала ныне памятником самобытного народного искусства. Листы хранятся в фондах Пушкинского Дома.

 

 

Русский батальный лубок середины XIX в. Крымская война 1853-1855 годов / Сост., подгот. текста, коммент. И указатели Я. В. Зверевой, Г. В. Маркелова. – СПб., 2010. – 176 с., илл. – ISBN 978-5-87781-011-2

В альбоме представлены 70 русских народных картинок, хранящихся в фондах Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, посвященных Крымской (Восточной) войне 1853-1855 гг. На картинках представлены батальные сцены на суше и на море, геройские подвиги солдат на полях сражений, бытовые сценки, а также изображения русских военачальников. Большинство гравюр и литографий выпущены в Москве и публикуются впервые, спустя полтора века. Картинки предваряют научные описания и комментарии, впервые целиком воспроизводятся тексты лубков. Альбом восполняет существенный пробел в публикации богатейшего наследия русского народного искусства.

 

Западный сборник: В честь 80-летия П. Р. Заборова / Сост. М. Э. Маликова, Д. В. Токарев; ред. О. Э. Карпеева. - СПб., 2011. – 426 с. – ISBN 978-5-87781-010-5

 

 

 

 

 

Константин Фофанов. Стихотворения и поэмы / Вступ. Статья, составление, подготовка текста и примечания С. В. Сапожкова. – СПб.:, 2010. – 592 с. –ISBN 978-5-87781-013-6


 

 

 

 

В. И. Малышев. Избранное: Статьи о протопопе Аввакуме / Сост. В. П. Бударагин, Г. В. Маркелов, Н. В. Понырко; подгот. текста Н. В. Савельевой. — СПб., 2010. — 432 с. — ISBN 978-5-87781-019-8 

Сборник содержит материалы, посвященные русскому писателю XVII в. протопопу Аввакуму. Статьи и публикации принадлежат перу выдающегося ученого-археографа XX столетия, основателя Древлехранилища Пушкинского Дома, неутомимого собирателя и первооткрывателя тысяч древнерусских рукописей, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора филологических наук Владимира Ивановича Малышева (1910-1976), главным в научном наследии которого всегда были исследования, поиски и публикации сочинений мятежного протопопа. Выпуск книги посвящен столетию со дня рождения ученого. 

 

 

Вячеслав Иванов. Исследования и материалы. Вып. 1 / Ответственные редакторы К. Ю. Лаппо-Данилевский, А. Б. Шишкин. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2010. — 840 с., ил. — ISBN 978-5-87781-015-0 

Первый выпуск серийного сборника «Вячеслав Иванов. Исследования и материалы» объединяет статьи четырех разделов: I. Творчество, мировоззрение; II. Стиховедение; III. Вяч. Иванов и античность; IV. Обзоры, сообщения, биографические материалы. Авторы статей под разными углами зрения обращаются к столь важным для Вяч. Иванова темам, как античное предание и христианство, ветхозаветная и новозаветная традиции, евангельская эгзегеза, средневековая теология и антропология, европейский и христианский гуманизм, поэтика русского и европейского символизма, поэтические жанры, переводческое искусство. Значительно дополняют наше представление об окружении, творческих контактах и замыслах поэта его переписка с В. Бородаевским, М. Горьким, Э. Ло Гатто и В. Мануйловым, а также другие архивные материалы, впервые публикуемые в заключительной части книги. 

Теоретическое и художественное наследие Вяч. Иванова рассматривается в широком контексте мировой литературы и культуры — в его соотнесенности с идеями и созданиями И. Анненского, А. Блока, Ф. Зелинского, Кальдерона, М. Кузмина, Т. Манна, Б. Пастернака, Платона, Плутарха, Пушкина, Сервантеса, В. Ходасевича, о. П. Флоренского. 

Содержание

 

Уход и смерть Льва Толстого. Корреспонденции. Статьи. Очерки / Сост., подгот. текста, комментарии, указат., статья А. С. Александрова, Э. К. Александровой; вступ. статья В. Е. Багно; под ред. А. В. Лаврова. СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2010. — 720 с. - Илл. — ISBN 978-5-87781-021-1

В книге собраны статьи, очерки, заметки, телеграммы и бюллетени о состоянии здоровья Толстого. Все они посвяще­ны последним дням его жизни и опубликованы в легальной русской печати с 30 октября по 30 ноября 1910 года. Составители впервые осуществили фронтальный просмотр более 100 столичных и провинциальных газет, в каждой из которых на протяжении этого времени публиковались десятки статей, в совокупности составляющих чрезвычайно важную для характеристики социального и культурного самосознания русского общества той эпохи «Толстовскую хронику». Наиболее интересные из них, нередко принадлежащие перу крупнейших деятелей 1900-1910-х годов, по­мещены в издании полностью. Библиографические данные о прочих корреспонденциях собраны в специальном ука­зателе. Публикуемый материал позволяет взглянуть на известные факты в совершенно новом ракурсе.

 

Елизавета Полонская Стихотворения и поэмы / Вступительная статья, составление, подготовка текста и примечания Б. Я. Фрезинского. — СПб.: Издательство Пушкин­ского Дома, Издательство ООО «Первый ИПХ», 2010. — 384 с. — ISBN 978-5-87781-017-4

Ученица Гумилева, Полонская — единственная женщина в составе легендарной питерской литературной группы «Серапионовы братья», с которой связаны ярчайшие достижения русской литературы 1920-х годов. Именно на 1920-е годы приходится пик ее поэтического творчества. О поэзии Полонской заинтересованно писали Эйхенбаум и Кузмин, Г. Иванов и Адамович, Шкловский и Эренбург... В книгу вошли полностью первые три книги ее стихов (1921—1929), а также избранные стихи и переводы (Киплинг, Брехт, Тувим) последующих лет; немало стихотворений публикуются впервые.

 

 

Крымский текст в русской культуре: Материалы международной научной конференции. Санкт-Петербург, 4—6 сентября 2006 г. / Под ред. Н. Букс, М. Н. Виролайнен. — СПб., 2008. — 250 с., илл. — ISBN 978-5-87781-003-7 

Сборник «Крымский текст в русской культуре» составили материалы одноименной международной конференции, которая состоялась в Пушкинском Доме в 2006 г. Филологи, историки и культурологи из России, Украины, Италии, Франции представляют свои концепции поэтизированной и мифологизированной репутации Крыма, обращаясь не только к его литературной рецепции, но также и к живописи, журналистике, цирковому искусству и кинематографу.

 

 

 

Лев Николаевич Гумилев. Письма к матери брата, О. Н. Высотской, другу, В. Н. Абросову, и брату, О. Н. Высотскому (1945-1991) / Сост. Г. М. Прохоров. – СПб., 2008. – 384 с. – ISBN 978-5-87781-006-8

Лев Николаевич Гумилев, сын двух великих русских поэтов, необыкновенный знаток всей истории и особенно истории Центральной Азии, автор теории этногенеза как импульса пассионарности, в этой книге представлен читателю своими письмами дорогим ему людям – другу, брату и матери брата. Письма (за исключением тридцати) публикуются впервые. Издание завершается воспоминаниями о Льве Николаевиче его друзей и близких. Материалы, опубликованные в этой книге, собраны и подготовлены к печати Гелианом Михайловичем Прохоровым, доктором филологических наук, главным научным сотрудником Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, заcлуженным деятелем науки, нашедшим свое призвание благодаря встрече со Львом Николаевичем Гумилевым.
 

 

 

Von Wenigen = От немногих. СПб., 2008. – 176 с. — ISBN 978-5-87781-002-0

Сборник к юбилею Натальи Дмитриевны Кочетковой, доктора филологических наук, заведующей Сектором по изучению русской литературы XVIII века ИРЛИ РАН, включает статьи по различным аспектам русской литературы XVIII века, в том числе – о писателях того времени, как известных (А. Т. Болотов, Г. Р. Державин, В. П. Капнист), так и забытых (А. Решетников, М. Цветихин), а также западноевропейских связях русской литературы XVIII в. 

 

 

 

«Почему конь не собака?» / Изд. подгот. Г. Маркелов, Я. Зверева; Под. ред . А. Некрыловой.– СПб., 2008. – 30 с., 40 илл. (Русские народные картинки из собрания Пушкинского Дома. Вып. 1.). – ISBN 978-5-87781-007-5

Настоящим выпуском Пушкинский Дом начинает издание коллекции лубков, хранящихся в Рукописном отделе, Музее и Древлехранилище Института. Листы воспроизводятся в максимальном приближении к оригиналам. Впервые издание сопровождает полное наборное воспроизведение текстов. Научные описания листов включают аннотации и комментарии к сюжетам, алфавитные указатели. Первый выпуск посвящен развлекательным и потешным лубкам, выпускавшимся для простонародья в XVIII-XIX вв. Здесь можно увидеть забавные уличные сценки, сатирические изображения иностранцев и незадачливых поселян. Некоторые лубки являются иллюстрациями к популярным городским романсам и цыганским песням. В народной картинке отразились открытие железной дороги между двумя столицами, московские достопримечательности, городские типажи (дворники, модницы, полицейские, кулачные бойцы и др.) – словом, то, что развлекало, потешало и поучало обывателя. 

 

Лицевые апокалипсисы Русского Севера: Рукописи ХVII-XIX вв. из фондов Древлехранилища Пушкинского Дома / Изд. подг. Г. Маркелов, А. Бильдюг. – СПб., 2008. – 174 с., илл.–  (Книгописные шедевры Русского Севера. Вып. 1). – ISBN 978-5-87781-005-1.

В альбоме собраны рукописные иллюстрации из лицевых апокалипсисов, созданных русскими крестьянами-старообрядцами северных губерний в XVII—XIX вв. Загадочные и грозные пророчества Откровений Иоанна Богослова послужили старообрядческим книжникам источниками ярких визуалистических интерпретаций. Создавая свои миниатюры к великой книге пророчеств, они проявили редкостную самобытность как в рисунке и композиции миниатюр, так и в их подчас поразительном колорите. Столь нетрадиционная иконография свидетельствует о ярких художественных дарованиях и проникновенности религиозного чувства безвестных деревенских рисовальщиков. Все изображения альбома публикуются впервые. Издание предназначено тем, кто дорожит истоками национального искусства и любит традиционное народное творчество, искусствоведам, художникам, учащимся художественных вузов. Издание осуществлено при поддержке Фонда имени Д. С. Лихачева, Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Правительства Санкт-Петербурга. 

 

Современные методы исследования в гуманитарных науках: Материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. 16-17 декабря 2008 г. / Под ред. Д. М. Ильиной, А. А. Панченко. – СПб., 2008 г. – 88 с. ISBN 978-5-87781-004-4

В сборнике опубликованы тезисы докладов, прозвучавших на конференции молодых ученых 16-17 декабря 2008 г.

 

 

 

 

Пушкинский Дом в лицах. Неформальная история в фотографиях, рисунках и забытых текстах / Сост. В. С. Логинова. - СПб., издание Пушкинского Дома, 2007. – 152 с. –  ISBN 978-5-87781-001-3

В основу издания положены разнообразные материалы из стенной газеты Института за 1940-1980 –е гг., а также документы из собраний Пушкинского Дома и личных архивов его сотрудников разных поколений. Кроме того, в альбоме использованы воспоминания пушкинодомцев Н. В. Измайлова, Т. П. Ден, А. М. Панченко, Л. М. Лотман, стихотворные посвящения В. П. Бударагина и шутливо-пародийная поэма С. Я. Гессена «Тень Онегина» и др. В книге отражены разные стороны жизни Пушкинского Дома: научные конференции, фольклорные и археографические экспедиции, выборные кампании, партийно-идеологические проработки, колхозные «десанты», деятельность добровольной народной дружины, проведение субботников.
Издание в 200 экз. осуществлено при поддержке Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачева.

 

Фонограммархив. Буклет / Сост. Ю. И. Марченко, А. Ю. Кастров, А. В. Островская, Ю. А. Бурячков. СПб., 2009.

 

 

 


  

Pushkinskij Dom. Буклет.

 

 

 

 

Художественные настенные календари-сувениры:

 

  Поморский книжный орнамент в собрании Пушкинского Дома. 2017.
  Составитель Г. В. Маркелов. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2016 г.

 

 

 

  Пушкинский Дом. Портреты. 2016 / Составитель Г. В. Маркелов. — СПб.:  Издательство Пушкинского Дома, 2015 г.

 

 

 

 

Я встретил Вас... 2015 / Составитель В. С. Логинова; художник Ю. С. Александров. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2014 г.

 

 

 

 

М. Ю. Лермонтов в Пушкинском Доме. К 200-летию со дня рождения поэта / Подгот. Л. Агамалян, Е. Кочнева, Г. Маркелов. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2013 г.

 

 

 

  

Пушкинский Дом – 2013 / Ред. – составитель Г. В. Маркелов. — СПб.: Издательство Пушкинского Дома, 2012.

 

 

Пушкинский Дом. Новые поступления. Художественный календарь на 2012 г. / Под ред. Г. В. Маркелова; подгот. материалов Л. Г. Агамалян, А. Б. Бильдюг, Е. В. Кочнева, Е. Н. Монахова, Т. С. Царькова. — СПБ., 2011 г.

В 2006-2011 гг. в фонды Рукописного отдела, Литературного музея и Древлехранилища Пушкинского Дома поступили сотни единиц архивного и музейного хранения. В данном издании представлены наиболее показательные экземпляры, приобретенные или полученные в дар Институтом. 

 

 

Маленькие вещи больших писателей: Художественный календарь на 2011 год / Изд. подгот. В. С. Логинова, Л. Е. Мисайлиди, Г. В. Маркелов. – СПб., 2010.

 

 

 

Belle Époque. Фотографии конца 19 – начала 20 вв. из собрания Литературного музея Пушкинского Дома: Художественный календарь на 2010 г. / Изд. подгот. В. С. Логинова, Г. В. Маркелов, А. Б. Бильдюг. – СПб., 2009 г.

В Литературном музее Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук сложилась богатейшая коллекция старой русской фотографии, а также фотографий, выполненных западноевропейскими мастерами. Преобладающим в собрании является портрет. В настоящий календарь вошли женские портреты, в том числе Лидии Яворской-Барятнинской, Сары Бернар, Веры Комиссаржевской, Марии Абамелек-Лазаревой, Вирджинии Цукки, которые с наибольшей полнотой передают чарующую атмосферу Belle Époque. Работы выполнены ведущими фотографами Петербурга, Парижа и Лондона в конце XIX - начале XX вв.


Изображение рая и ада в крестьянских «лицевых» рукописях Русского Севера XVII-XIX вв. Календарь на 2009 г. / Изд. подг. Г. Маркелов, А. Бильдюг. – СПб., 2008.

В календаре использованы иллюстрации из «лицевых» рукописных книг XVII-XIX вв., хранящихся в фондах Древлехранилища Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Рукописи создавались севернорусскими крестьянами-старообрядцами на протяжении XVII-XIX вв. в традициях древнего книгописного искусства. Литературные повествования сопровождались изображениями загробной жизни: райского блаженства праведников и адских мучений грешников. Подчас рисунки, выполненные деревенскими рисовальщиками, неумелы, а колорит скуден, но в них всегда видны стремление освоить канонические образцы и искренность религиозного чувства.


Рисунки русских писателей из собрания Пушкинского Дома. Календарь на 2008 год / Изд. подгот. Г. Маркелов, А. Дубровский, А. Левичкин. - СПб., 2007.

В художественном календаре воспроизведены хранящиеся в Литературном музее, Рукописном отделе и Древлехранилище Пушкинского Дома подлинные рисунки протопопа Аввакума, инока Епифания, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя, Федора Достоевского, Ивана Тургенева, Алексея Ремизова, Михаила Волошина и других русских писателей. Рисунки демонстрируют незаурядные способности отечественных литераторов в рисовании и живописи. Некоторые из рисунков публикуются впервые.